С повышением цены на нефть общество с нетерпением ждет резкого повышения зарплат, пособий и других бюджетных ассигнований. Не получив внятного объяснения в ситуации, когда эти надежды не оправдались, оно продолжает иллюзорно мечтать и критиковать политику правительства.
Наш институт попытается внести ясность в этот вопрос.
Один из самых острых вопросов экономики - как распорядиться доходами от экспорта нефти и газа. Главная проблема состоит в их резком и непредсказуемом изменении. Соответственно, растут или падают бюджетные доходы и валютные поступления в страну. Полное использование нефтяной ренты неизбежно ведет к резким колебаниям государственных расходов и обменного курса, что негативно сказывается на инвестициях и экономическом росте. Учреждение Нефтяного фонда помогает сгладить макроэкономические переменные, сберегая часть нефтегазовых доходов в период хорошей конъюнктуры, чтобы использовать их позже, при снижении мировых цен. Однако такая политика не устраивает людей, которые считают, что жизнь не вечна.
Однако популизм в использовании дополнительных доходов может привести к нежелательным последствиям.
Основную роль в макроэкономической стабилизации играет бюджетная политика - на ее долю приходится большая часть нейтрализации нефтедолларов. Как говорилось выше, основным фактором стабилизации является Нефтяной фонд АР. Считаем, что другим фактором стабилизации является планирование бюджета на основе сравнительно низких цен на нефть и, соответственно, недооценка бюджетных доходов.
Систематическая недооценка доходов бюджета наводит на мысль, что цены на нефть и газ прогнозировались чрезмерно осторожно, целенаправленно занижались. Такое консервативное прогнозирование широко применяется в мировой практике, поскольку переоценка будущих доходов намного опаснее, чем их недооценка. Если даже правительство будет точно прогнозировать, сможет ли оно больше тратить? Анализ показывает, что возможности для этого крайне ограничены из-за проблем, лежащих на пересечении бюджетной и монетарной сфер.
Более того, если ставится задача при более высоких ценах на нефть сохранить прежний обменный курс и инфляцию, то важно отказаться от увеличения государственных расходов. Это объясняется необходимостью нейтрализовать не только изымаемые в бюджет валютные доходы, но и попадающие в экономику косвенные дополнительные доходы в связи с расширением государственных инвестиций.
Таким образом, мы приходим к неожиданному выводу: возможности использования государством сверхдоходов от дорогой нефти очень невелики. При наличии целевых показателей инфляции и обменного курса, в любой момент существует предел возможного использования экономикой и государством нефтегазовых доходов.
Дальнейшее удорожание нефти требует либо выхода за целевые ориентиры монетарной политики, либо оптимизации бюджетных расходов. Попытка потратить при этом дополнительные доходы бюджета приводит к потерям доходов из-за снижения обменного курса, либо к обесценению средств из-за роста инфляции.
В период повышения цен на нефть и газ целесообразно освободить от дополнительной нагрузки и стимулировать экспорт в неэнергетическом секторе.